Церковно-медицинский журнал

Влияние дистанционного обучения на состояние здоровья учащихся

Автор:Е. С. Богомолова, Н. В. Котова, К. А. Лангуев
25 Августа 2021

Елена Сергеевна БОГОМОЛОВА,
доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены;
Наталья Валерьевна КОТОВА,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены;
Константин Александрович ЛАНГУЕВ,
ассистент кафедры гигиены 
Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ)


 

Введение. Активно используемые в современной школе информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения существенно расширяют возможности образовательного процесса, делают его доступным, гибким, модульным и интерактивным [1]. К этим информационным образовательным технологиям относится и дистанционное обучение, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе. Без сомнения, дистанционное обучение существенно расширяет возможности образования: снимает временные и пространственные ограничения, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов, помогает детям с физическими недостатками или с неординарными способностями построить индивидуальную образовательную траекторию, решает некоторые психологические проблемы учащегося [2].

Развитие дистанционного обучения началось в школах на основании приказа Министерства образования РФ от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». Гигиеническая нормативная база дистанционного обучения до сих пор находится в стадии разработки, а значит, проблема обеспечения сохранности здоровья учащихся во время дистанционного обучения остается нерешенной.

Широкомасштабное внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс началось в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Очевидно, что оно не будет практиковаться только как временный, альтернативный способ в чрезвычайных ситуациях. Поэтому актуальны не только новые правовые основы в системе законодательства, но и новые принципы гигиенической безопасности дистанционного обучения учащихся в санитарном законодательстве.

Цель исследования. Обосновать необходимость создания санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации дистанционного обучения в общеобразовательных организациях.

Материалы и методы. Исследование проведено анкетным методом, в нем приняли участие 989 учащихся 10–11 классов, 599 педагогов общеобразовательных учреждений Нижнего Новгорода. Анкета разработана сотрудниками кафедры гигиены Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ). Изучались особенности жизнедеятельности и самочувствие детей и подростков в условиях дистанционного обучения. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу с помощью компьютерных программ «Microsoft Excel 2016» и «IBM SPSS Statistics 20.0». Достоверность различий показателей в группах сравнения рассчитывалась по критерию t-Стьюдента, критерию согласия Пирсона (критерий согласия x2), результаты считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам социологического исследования, смена формата обучения привела к увеличению учебной нагрузки учащихся. Так, 64% старшеклассников отмечают, что с переходом на дистанционное обучение они стали проводить за компьютером свыше 6 часов в день. И это не только онлайн-уроки и выполнение домашнего задания на образовательных онлайн-платформах, но и виртуальные экскурсии, записи театральных постановок, чтение электронных книг и т. д. На существенное возрастание учебной нагрузки обращают внимание 76,2% учителей и 68% родителей. По мнению 79% учащихся, объем домашних заданий значительно увеличился, и на его выполнение по сравнению с очным обучением уходит свыше 3,5 часов, причем 68% домашнего задания связано с использованием цифровых технологий. Анализ полученных данных показал, что у 68% старшеклассников при завышенном объеме учебной нагрузки возникает трудность в восприятии и запоминания информации, а у 40% присутствует ощущение, что в последнее время у них появилось нарушение памяти.

Следует отметить низкую двигательную активность старшеклассников во время онлайн-обучения: только 18% опрошенных используют перемены как динамические паузы; перерыв между окончанием уроков и выполнением домашнего задания делают 40% учащихся; чередуют выполнение домашних заданий с двигательной активностью 38% учащихся, 26% подростков в режиме дистанционного обучения физическими упражнениями вообще не занимаются.

Безусловно, длительная работа за компьютером, малоподвижный образ жизни в условиях дистанционного обучения оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье старшеклассников, и в первую очередь страдает опорно-двигательный аппарат: 61% учащихся, принявших участие в опросе, отмечают участившиеся боли в спине, 59% — боли в шее, 32% — боли в запястьях (p < 0,05). Неподвижное нахождение ребенка в одной позе увеличивает статическую нагрузку на мышцы спины, как следствие формируются различные нарушения осанки и заболевания позвоночника. Длительное напряжение мышц шеи при неправильной позе во время работы за компьютером приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга [3]. Во время работы на клавиатуре кисти рук испытывают монотонные сгибания и разгибания в лучезапястных суставах, в результате чего происходит травматизация структур запястного канала, развивается воспаление и отек. Это приводит к сдавлению срединного нерва и возникновению кистевого туннельного синдрома [4].

Вопросы исследования, касающиеся организации рабочего места, позволили выявить следующее: 87% учащихся старших классов для работы за персональным компьютером или ноутбуком имеют специальное оборудованное рабочее место. Однако 91% респондентов во время работы за компьютером не используют подставку для ног. Неправильное расположение ног при работе за компьютером оказывает давление на мышцы спины, снижает кровоток и приводит к застою крови в нижних конечностях. В этом случае подножие обеспечит необходимую поддержку ногам и нижней части спины [5].

Компьютерный зрительный синдром

В период дистанционного обучения 83% старшеклассников обращают внимание на проблемы со зрением, из них 47% отмечают усталость глаз после онлайн-уроков, 17% — расплывчатое изображение предметов вдали, 11% — покраснение глаз и боль в области глаз, 8% — чувство жжения или «сухость» в глазах (p < 0,05). Во время дистанционного обучения от учащихся требуется усиленное зрительное внимание: одновременно следить за трансляцией урока, диалогом в чате, делать записи в тетради. Глаза ученика устремлены то на экран компьютера, то в тетрадь, что глобально меняет характер зрительной нагрузки. В отличие от очного урока в классе, где после фокусировки на близком расстоянии и записи в тетрадь учащийся поднимает глаза и смотрит на доску или на педагога, автоматически расслабляя аккомодацию, при дистанционном обучении глаза учеников продолжают работать на близком расстоянии, не имея возможности уменьшить мышечное напряжение и расслабиться. Следовательно, зрительная работа учащихся в новых условиях может привести к целому ряду изменений в зрительном анализаторе [6]. В частности, быстрее развивается компьютерный зрительный синдром (покраснение и ощущение «сухости» в глазах, слезотечение, чувство жжения в глазах и «песка» под веками), который может привести к развитию близорукости и ее прогрессированию [7]. Зрительная гимнастика поможет разгрузить аккомодацию, ослабить зрительное напряжение. Однако только 9% опрашиваемых отметили, что регулярно делают гимнастику для глаз в перерывах при работе за компьютером, 33% — иногда и 58% не делают ее вообще (p < 0,05).

Рабочее место за компьютером и подставка для ног

Согласно проведенному исследованию, 52% старшеклассников во время онлайн-уроков используют электронные версии учебников. Увеличение степени сложности зрительной работы по электронным учебникам обусловлено светимостью, пульсацией и бликованием экранов, происходит значительное увеличение электроэнцефалографической активности головного мозга. Это приводит к более выраженному утомлению центральной нервной системы учащихся, а также к усилению альфа-, дельта- и тета-ритмов в задних отделах коры головного мозга, что является индикатором зрительного утомления. Кегль шрифта текста электронных пособий, как правило, меньше установленных СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», что замедляет процесс чтения и повышает зрительную утомляемость. Каждый третий опрошенный увеличивает масштаб электронной страницы (свыше 100%) виртуального учебника [9].

При недостатке естественного освещения во время дистанционных занятий 24% респондентов никогда не включают комнатный свет, 20% его включают время от времени (p < 0,05). Как установлено, достоверный рост распространенности миопий у детей происходит параллельно с достоверным ростом числа нарушений показателей естественного и искусственного освещения [8].

Туннельный синдром запястья

В результате исследования обнаружено, что высокие психофизиологические нагрузки (интеллектуальные, эмоциональные, статические) во время дистанционного обучения, а также монотонность труда, большой объем информации, обрабатываемой за единицу времени, вызывает у детей и подростков изменение настроения. Так, 73% опрашиваемых оценивают свое настроение в той или иной степени как скачкообразное, 29% учащихся отмечают частую раздражительность, 37% — тревожность.

Заключение. Организация дистанционного обучения без учета гигиенических требований увеличивает учебную нагрузку учащихся, ухудшает их самочувствие, вызывая различные нарушения здоровья. Таким образом, в настоящее время чрезвычайно актуальна разработка гигиенических требований для создания эффективного, с одной стороны, и безопасного для здоровья, с другой стороны, обучения с использованием дистанционных технологий.

Литература

1. Тимофеева О. Ю. Развитие образования средствами дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 44–45.

2. Головчак Е. В., Строкова Т. А. Дистанционное обучение с особенностями развития // Народное образование. 2011. № 7. С. 175–182;

3. Жукембаева А. М., Садуов А. Т., Сарсенбаева А. О. и др. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков // Вестник КазНМУ. 2016. № 4. С. 237–239.

4. Халимова А. А. Туннельный синдром запястья (обзор литературы) // Вестник АГИУВ. 2013. Спецвыпуск. С. 94–101.

5. Кашуба В. А., Бышевец Н. Г., Колос Н. А. Моделирование рациональной позы системы человек-компьютер // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 7. С. 59–67.

6. Сетко И. М., Сетко Н. П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания // Оренбургский медицинский вестник. 2018. № 2 (22). С. 4–13.

7. Porcar E., Pons A. M., Lorente A. Visual and ocular effects from the use offlat-panel displays // Int J Ophthalmol. 2016. № 9(6). P. 881–885.

8. Кучма В. Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной Российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. С. 20–26.

9. Кучма В. Р., Текшева Л. М., Петренко А. О. Оценка индекса безопасности ридера на основе гигиенической классификации средств обучения // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10. С. 26–28.

Этот номер — отклик на важное событие в жизни православных врачей, которым стала III Международная научно-практическая конференция «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы современности», состоявшаяся в рамках Санкт-Петербургского Церковно-медицинского форума в интернет-формате.

Читать анонс полностью