Церковно-медицинский журнал

Церковная дискуссия по вопросу ЭКО. Заявление Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого) от 26.03.2021

21 Августа 2021

Аппарат Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви предложил к обсуждению проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» http://www.patriarchia.ru/db/text/5768019.html.

Проект данного документа был внимательно изучен экспертами Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Совокупное мнение специалистов в отношении проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» таково: принятие этого документа в текущей редакции может породить серьезные нравственно-этические проблемы и фактически будет означать, что Церковь принимает технологию, о медицинской и духовно-нравственной пользе которой нет единства мнений даже в научном сообществе [1]. Так называемое

«ЭКО без гибели эмбрионов» в реальности недостижимо и в любых случаях связанно с психическим, физическим и духовным ущербом здоровью женщины, практически гарантированной инвалидизацией и/или гибелью зачатых детей. Считаем, что условия принятия, предлагаемые к обсуждению, с юридической и организационно-медицинской точки зрения нереализуемы, что связанно с особенностью медицинских стандартов применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Заявления о том, что ЭКО в естественном цикле может быть без гибели или существенного повреждения эмбрионов, вызывают обоснованные сомнения.

Кроме того, в настоящее время не существует полноценных научных исследований здоровья детей, рожденных с помощью ЭКО, и здоровья женщин, подвергнувшихся протоколам, со статистическими и продолжительными наблюдениями в отложенном периоде, с участием нескольких поколений.

Ученые-генетики связывают нарушения здоровья ЭКО-детей с воздействием гормонов и антибиотиков находящихся в культуральной среде (среда, где находится эмбрион первые 3–5 дней), что создает генетические аберрации (ошибки, мутации), которые накапливаются, провоцируют рост атипичных клеток, что может являться триггером ранней детской онкологии. Вмешательство в генетическую природу человека подвергает плод риску гибели или рождения с отклонениями по здоровью.

ЭКО-беременности, создавая генетические накопленные изменения и поломки в аппарате ДНК, порождают накопления мутаций, передающихся по наследству, которые бы не возникли естественным образом, что может быстро привести человечество к генетическому коллапсу.

Глобально ЭКО толкает нас к генетическому редактированию, исправлению ДНК-поломок, возникающих при конструировании эмбриона (начало этому положено в виде предымплантационного генетического скрининга, направленного на отбор жизнеспособных эмбрионов), это прямой путь к селективности и сегрегации общества. Это новая евгеническая социальная конструкция.

При низкой эффективности ЭКО репродуктивные потери ЭКО (гибель плодов человека) составляют от 60 до 75% в зависимости от возраста и проведенной предымплантационного диагностики, то есть выбора эмбриона класса «А», только 10% дойдут до назначенного срока родов без осложнений. Это связано с сопутствующим комплексом метаболических, генетических и эпигенетических изменений, качеством гамет (половых клеток родителей) — все это обусловливает повышенный риск невынашиваемости и врожденных аномалий в сравнении с детьми, рожденными от естественных беременностей (Приложение 1).

С морально-этической стороны при ЭКО нарушаются права женщиныи права ребенка, происходит намеренная инвалидизация женщины и ребенка, убийство на этапе отбора (генетического скрининга). В случае без скрининга — высокий процент гибели эмбрионов в процессе вынашивания плода, преждевременные роды, угроза развития болезни ребенка ЭКО (Приложение 2).

Православная научная общественность, включая православных врачей, в подавляющем большинстве не приемлет лечебные методики, связанные с использованием репродуктивных технологий, в частности ЭКО и суррогатное материнство, называя эти технологии наносящими вред здоровью женщин и будущих поколений.

В связи с этим любые изменения позиции церковно-общественных структур, выходящие за рамки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. («Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения») могут восприниматься негативно и способствовать росту взаимного недоверия в церковной среде. Это необходимо учитывать и в связи с ростом социальной напряженности, порождаемой событиями, связанными с пандемией COVID-19.

Председатель Правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга 
им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 
д.м.н., профессор протоиерей Сергий Филимонов 

Правление Общества православных  врачей Санкт-Петербурга 
им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Приложение 1

«Известно, что 50% эмбрионов, полученных в условиях in vitro имеют генетическую аномалию. Это число увеличивается до 80% у пациенток старше 40 лет. Предымплантационная генетическая диагностика или скрининг (ПГС) увеличивает вероятность родить живого ребенка с первой попытки ЭКО: 59% против 24% без ПГС. При ПГС риск самопроизвольного аборта составляет 2,7%, при этом риск прерывания беременности без ПГС составляет 39%» [2].

Приложение 2

В научной статье «Новые методологические подходы в культивировании и молекулярной диагностике эмбрионов человека» сделан следующий вывод: «Культивирование эмбрионов in vitro является неотъемлемым этапом программ вспомогательных репродуктивных технологий. Применение современных высокотехнологичных методик отбора гамет и эмбрионов позволяет выбрать эмбрион, имеющий наиболее высокие шансы на имплантацию. Целью вспомогательных репродуктивных технологий является рождение одного здорового ребенка. В связи с этим задачами клинической эмбриологии является создание, внедрение и использование в практической медицине методик, позволяющих проведение скринингов, позволяющих определить наиболее компетентные для рождения здорового ребенка эмбрионы. Применение новой уникальной технологии непрерывного видеонаблюдения TimeLapse позволяет оценить индивидуальные особенности морфодинамики и морфокинетики каждого развивающегося эмбриона. Благодаря непрерывной микроскопии in vitro удается зафиксировать основные события раннего клеточного дробления, формирование бластоцист. Другой вид скрининга, который в последние годы приобретает все более широкое применение в медицине — это генетический скрининг на анеуплоидии эмбрионов. По данным разных авторов, уровень анеуплоидий в развивающихся эмбрионах in vitro составляет до 70%» [3].

Литература

1. Союз педиатров России осудил суррогатное материнство и поддержал многодетность [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2020. 26 февраля. URL: https://www.interfax.ru/russia/696723 (дата обращения: 02.04.2021).

2. Пицхелаури Е. Г., Стрижаков А. Н., Тимохина Е. B., Белоусова В. С., Богомазова И. М., Гарина А. О. Здоровье детей после вспомогательных репродуктивных технологий: вероятные риски и возможные осложнения // Акушерство, гинекология и репродукция. 2018. Т. 12, № 3. С. 56–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-detey-posle-vspomogatelnyh-reproduktivnyh-tehnologiy-veroyatnye-riski-i-vozmozhnye-oslozhneniya/viewer (дата обращения: 02.04.2021).

3. Шурыгина О. В., Щелочков А. М., Сараева Н. В., Кулакова О. В., Юлдашева С. З. Новые методологические подходы в культивировании и молекулярной диагностике эмбрионов человека // Вестник новых медицинских технологий. 2018. Т. 25. № 4. С. 222–226. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-metodologicheskie-podhody-v-kultivirovanii-i-molekulyarnoy-diagnostike-embrionov-cheloveka (дата обращения: 02.04.2021).

Этот номер — отклик на важное событие в жизни православных врачей, которым стала III Международная научно-практическая конференция «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы современности», состоявшаяся в рамках Санкт-Петербургского Церковно-медицинского форума в интернет-формате.

Читать анонс полностью