Александр Григоьевич ЧУЧАЛИН,
академик РАН, профессор,
заведующий кафедрой госпитальной терапии
Российского национального исследовательского
медицинского университета
им. Н. И. Пирогова
История человечества знавала времена, когда этические вопросы бытия человека отходили в тень, и времена, когда резко возрастал интерес к ним.

Этические вызовы нашего XXI в. — это в первую очередь потеря признания ценности человека как творца, который понимает и осмысливает свое бытие. Взамен воцарились технологии больших данных, искусственного интеллекта, репродуктивного здоровья и изменения генома человека. ЮНЕСКО как дочерняя организация ООН, на которой в глобальном масштабе фокусируется эта деятельность, провела много заседаний, круглых столов и дискуссий по указанным вопросам с участием и православных, и католиков, и мусульман, и иудеев. Но по сей день так и не удалось сформулировать то, что можно было бы назвать общей декларацией. Кроме того, 2020–2022 гг. выявили новую проблему. Пандемия показала, что современный человек, полностью освоив биосферу и трансформировав ее в ноосферу, оказался на удивление уязвим.
Очевидно, что вызовы современного нам мира уходят своими корнями в историю, как древнюю, так и новейшую.
75 лет назад закончил свою работу военный трибунал в городе Нюрнберге, оставив после себя многотомные отчеты [1]. Идея судить нацистских преступников принадлежала руководителю Советского Союза: еще в 1943 г. Сталин обратился с этим предложением к Черчиллю и Рузвельту. Но как было осуществить это? Международного опыта подобных процессов не существовало. Никогда ранее цивилизация не поднималась до того уровня, чтобы проанализировать военные преступления и вынести по ним приговоры. После долгих обсуждений было принято решение, что процесс от начала до конца будет вестись в соответствии с нормами британской юрисдикции. Руководство Советского Союза активно участвовало на всех этапах работы Нюрнбергского военного трибунала.
С ходом следствия становилось все более очевидным, что дело врачей необходимо вывести в отдельное производство. Потому что открывшиеся в этой области факты были чудовищнее всего рассматриваемого на процессе, это была истинная этическая катастрофа. Была вскрыта чудовищная система подготовки врачей, созданная в Германии. Основой ее был так называемый «Alles in Ordnung» — тот «порядок», когда каждая косточка, каждый череп учтен и пронумерован, и за каждым стоит работа по массовым убийствам в лагерях смерти Германии, Польши и других стран. Возглавлял этот «порядок» Карл Брант, личный врач Адольфа Гитлера [2].
Главным обвинителем выступил американский бригадный генерал Тефорд Теглоф. В обвинение вошли судья Высшего суда штата Флорида Гарольд Себринг, верховный судья Высшего суда штата Вашингтон Уолтер Билс, бывший судья окружного суда штата Оклахома Джонсон Кроуфорд и другие. Каждый факт преступлений врачей потрясал. Мир был потрясен. Люди поняли, что невозможно оставить все как есть: необходимо разработать определенный этический кодекс. И финалом судебного процесса над гитлеровскими врачами стал Нюрнбергский кодекс 1947 г. [3]. Вот лишь три из 10 его пунктов:
Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего.
Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если a priori есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого.
В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если есть основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.
Ключевым является первый пункт кодекса — «добровольное информированное согласие». По сегодняшний день Россия спотыкается на нем, предлагая пациенту подписывать «информированное согласие», по пути потеряв слово «добровольное» [4]. К сожалению, нигде не преподается и не разъясняется, что такое «добровольное информированное согласие». Эта ниша пока не заполнена. Что же следует понимать под этим термином?
Разрешить это недоумение тем более необходимо, что принципы Нюрнбергского кодекса стали и по сей день остаются основой последующих международных и национальных законодательных актов в области медицинских исследований на человеке. Так, уже в 1948 г. была принята основанная на нем «Всеобщая декларация прав человека». Значительно позже, в 2005 г., вышла «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» [5] — плод долгой работы экспертной комиссии. Присоединившись к ЮНЕСКО, наша страна сыграла большую роль в выходе этого документа, создав национальный комитет по биоэтике при комиссии Российской Федерации, которая находится в ведении Министерства иностранных дел и непосредственно председателя Совета Министров Российской Федерации. Обратим внимание на название этого документа. Понятия «биоэтика» и «права человека» неслучайно связаны в нем неразрывно.
В мае 2020 г. американский Институт медицины выпустил новый документ, о котором мы еще будем говорить ниже, «Клиническое руководство по информированному согласию» [6]. В этом документе со всей определенностью написано, что добровольное информированное согласие является водоразделом между моралью, этикой и философией этики. И те вызовы XXI в., о которых говорилось в начале статьи (например, редактирование генома человека и т. п.) — это именно выход из области философии морали к самой морали.
Золотым правилом, квинтэссенцией морали и этики могут служить нам слова Евангелия от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
В вопросах этики исторически велика роль Сократа. Он размышлял на тему автономии человека, называя ее «самозаконием» — самостоятельностью, способностью или правом субъекта действовать на основании установленных им самим принципов. Это вполне перекликается с современными постулатами. Называя согласие «добровольным», следует иметь в виду глубокое уважение к достоинству человека и его автономии. Достоинство человека — это он, его мир, его ощущения, его восприятие. Автономия — то, что никто не имеет права нарушать его самостоятельность. На место нравственности как простого соблюдения принятых в обществе норм Сократ поставил мораль как сознательное и свободное самоопределение личности «по совести», по внутреннему убеждению, нравственную автономию личности.
![]() (ок. 318–317 гг. до Р. Х.). Римская копия I в. до Р. Х. Лувр |
![]() художника Г. У. Пикерсгилла, до 1832 г. Национальная портретная галерея, Лондон |
Важнейшее понятие этики было введено английским философом-моралистом и правоведом, социологом, юристом, одним из крупнейших теоретиков политического либерализма Иеремией Бентамом, профессором Лондонского Королевского колледжа. Речь идет о понятии деонтологии (от др.-греч. δέον «должное») — этики долга (или долженствования), основанной на правилах поведения в той или иной ситуации. Именно в медицине это очень важно, ее кодексы всегда построены на деонтологических принципах.

скульптора Х. Д. Раух, 1864 г. (восстановлен
в 1992 г.). Калининград
Большую роль в развитии философии этики сыграл Иммануил Кант, знаменитый немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Его категорический императив [7] известен всем: поступай так, чтобы максима (принцип) твоей воли могла быть всеобщим законом (поступай так, как бы мог пожелать, чтобы поступали все). Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству. Это положение очень хорошо усвоили русские врачи: они никогда не относились к больному человеку как средству наживы. У нас, русских, это в крови, впитано с молоком матери.
Отметим также потрясающие работы Николая Александровича Бердяева (1874–1948). Он внес большой вклад в рассмотрение обсуждаемой проблемы. «Для религии выше всего Бог, для этики — человек», — эти слова Бердяева точно определяют место этики в судьбе человека.
Вернемся к Нюрнбергу, к той демаркационной линии, которую прочертил его трибунал. До Нюрнберга взаимодействие человека с врачом и обществом характеризуется термином «патернализм» («патер» — отец, а у католиков еще и священник). Именно врач принимал за пациента все решения: как его обследовать, как лечить, какие мероприятия проводить целесообразно, какие нет. Наследием же Нюрнберга стало «добровольное информированное согласие». Это вызвало к жизни многочисленные конференции, которые прошли в разных странах. К сожалению, и Советский Союз, и Россия всегда сторонились этих обсуждений. По-видимому, из-за малой мотивированности и отсутствия интереса к теме.
Один из важнейших документов обсуждаемой здесь области известен как «Бельмонтский отчет» [8]. Белмонт — это маленький город недалеко от Бостона, где в 1978 г. Национальной комиссией по защите человеческих субъектов биомедицинских и поведенческих исследований были приняты рекомендации по защите человека при проведении исследований, основными положениями которых являются уважение к человеку, милосердие, справедливость.

отчета, 1978 г.
Сделаем теперь небольшой анализ упомянутого выше «Клинического руководства по информированному согласию» (Guide to Informed Consent Compliance) [6]. «Добровольное информированное согласие — это значительно больше, чем подпись», — с таких слов начинается данный документ. Это прямое указание на порочность абсурдной современной российской практики, когда оформление пациента в лечебном учреждении начинается с предложения подписать бумагу, напечатанную мелким шрифтом на двух страницах. Нужно сказать, что западная модель существенно отличается от нашей, там комитеты по защите прав человека непрерывно мониторят деятельность комитетов по этике, а комитеты по этике — деятельность комитетов по защите прав человека.
В фокусе «Клинического руководства по информированному согласию» находится связка «врач и пациент». Документ имеет определенную структуру.
- Добровольное информированное согласие обязательно должно контролироваться наблюдательным советом.
- Наблюдательный совет должен утверждать модель документа.
- Должна производиться ревизия этого документа.
- Права пациента при отказе от исследования.
- Процесс принятия добровольного информированного согласия.
Особое место в структуре документа занимают дети и люди, имеющие нарушения когнитивных функций. Определено, что подписываемый пациентом документ должен включать цели и задачи исследования, его ожидаемую продолжительность и процедуру, описание пользы для больного и возможных рисков, правовые основы исследования и права пациента.
К сожалению, при упоминании о подобных разработках можно услышать от врачей недовольство: «Еще один бюрократический документ!». Однако на самом деле это не пустое бумагомаранье, а структурированное описание того, что врач делает в любом случае, ясное раскрытие внутренней логики лечебного процесса.
В связи со всем вышеизложенным нельзя не коснуться замечательных работ российского и американского социолога и культуролога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968). Он высоко чтим всем мировым ученым сообществом, и особенно в Гарварде, где создал кафедру и целую научную школу, которая позже пришла и в Россию. Сорокин писал: «Что бы ни случилось со мной в будущем, я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы ни тяжела она была, — это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить ее в служение долгу — вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я также убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего — в действии» [9].
Наше Общество православных врачей связано с именами выдающихся медиков, истинных образцов высокой этики, и в первую очередь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и страстотерпца Евгения Боткина. Поэтому нам особенно важна обсуждаемая ныне тема. Свое имя общество получило во время съезда в Белгороде близ Прохорова поля, на месте Курской битвы, переломившей ход войны и приведшей в итоге к новому этическому развитию всего человечества. И там, на Прохоровом поле, мы впервые вплотную подошли к тому, чтобы поднять тему этического кодекса православных врачей России.
Сейчас Общество православных врачей нацелено на вливание новых молодых сил, на этом поприще обязательно должна проявить себя молодежь. Таковы реалии и потребности сегодняшнего дня. Потому что наше время этических вызовов требует и настойчивых поисков ответов на них.
Литература
1. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. М.: Юридическая литература, 1987–1999.
2. Нюрнбергский процесс в документах российских архивов [Электронный ресурс] // Федеральное архивное агентство (Росархив), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). 2015. URL: nurnberg.rusarchives.ru/index (дата обращения: 20.01.2022).
3. Нюрнбергский кодекс. Десять принципов кодекса [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нюрнбергский_кодекс (дата обращения: 18.01.2022).
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (дата обращения: 19.01.2022).
5. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (дата обращения: 19.01.2022).
6. Guide to Informed Consent Compliance [Электронный ресурс] // U.S. Food & Drug (официальный сайт Правительства США). URL: https://www.fda.gov/regulatory-information/search-fda-guidance-documents/guide-informed-consent (дата обращения: 10.01.2022).
7. Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: МГУ, 1978.
8. Бельмонтский доклад. Этические принципы и рекомендации по защите человека при проведении исследований [Электронный ресурс] // Биоэтический форум. URL: http://www.bioethics.ru/rus/library/id/388/ (дата обращения: 05.01.2022).
9. Sorokin P. A. The Ways and Power of Love. Chicago, 1967.