Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА,
доктор философских наук,
почетный профессор Российского национального
исследовательского медицинского университета
им. Н. И. Пирогова , член исполкома
Общества православных врачей России
им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
«Этический крест» врачевания

символ смерти и жизни, символ трудностей
и мудрости их преодоления
Особенность медицинской деятельности заключается в том, что от действий врача непосредственно зависит жизнь, здоровье и благополучие человека. Каждый пациент — это каждый раз необходимость для врача принятия решения, каждый раз взятие на себя ответственности за действие и бездействие, совет и рекомендацию, операцию и манипуляцию, назначение и диагноз. Принятые врачом решения жизненно значимы не только для пациента, но и для самого врача. От них зависит не только благополучие пациента, но и духовно-нравственное состояние самого врача. Важно признать, что действие врача включает в себя не только правильное решение медицинской задачи, но и соответствие морально-ценностным «недрам» культуры. В этих «недрах» заключены аксиомы и правильные суждения, многообразие заблуждений и ложных путей. Эти «недра» и порождают этические проблемы, т. е. вопросы, которые требуют решения, но не имеют однозначного ответа среди противоположных точек зрения и позиций. Христианство безусловно относится к важнейшей реальности культуры. В целом христианские основания выбора действия для человека — это способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом этой реальности, существующей и на уровне моральных принципов, и на уровне человеческой совести.
Христианские основания выбора профессионального решения в медицине — это способность и готовность врача осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных принципов христианского вероучения. Этот выбор не прост особенно в современной медицине, где идет непрестанная борьба ценностей и выгод, пользы и вреда, целей и средств, надежд и поражений. В основании этой борьбы — глубинное фундаментальное противостояние идеализма и натурализма, приверженности к высоким идеалам и ситуационному прагматизму. Это противостояние можно назвать «этически крестом» современной медицины — символом смерти и жизни, символом трудностей и мудрости их преодоления.
В настоящее время обращают на себя внимание две области медицинской практики, в которых выбор решений особенно жизненно значим. Первая область традиционна: это принятие жизненно важных решений, связанных с личной безопасностью пациента и врача. Вторая область связана с социальной безопасностью не только человека, но и страны и даже цивилизации.
Область социальной безопасности
Какие направления в медицине относятся к этой области? Это новые биомедицинские технологии: вспомогательные репродуктивные технологии, медицинская генетика, генная инженерия, редактирование генома человека, трансплантация органов и тканей, медицинская эвтаназия, роботизация и искусственный интеллект в медицине, телемедицина.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [1] даны четкие моральные ориентиры отношения к этим технологиям, которые помогают определить границы их применения для пациентов и меру допустимости участия в них православных врачей и исследователей.
Определяющими ориентирами для репродуктивных технологий являются такие положения «Основ», как утверждения, что «...с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно...», что применение контрацепции «обесценивает брак и является несомненным грехом...», что «нравственно недопустимыми... являются все разновидности ЭКО...».
Для трансплантолога принципиальным должно быть то, что «...добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости посмертного забора органов и тканей...», а «...органы человека не могут рассматриваться как объект купли-продажи».
«...Целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человека...». В связи с этим «... генная терапия и тестирование могут осуществляться лишь на основе уважения свободы личности...». «...Клонирование человека извращает естественные основы деторождения...» и «...употребление методов фетальной терапии Церковь считает недопустимым...».
Попытки оправдания медицинской эвтаназии несостоятельны, так как «эвтаназия является формой убийства и самоубийства одновременно и нравственно неприемлема».
В связи с распространением идеологии ЛГБТ (ЛГБТ (англ. LGBT) — термин, возникший в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендерных людей (Transgender)) психиатры и хирурги не должны проходить мимо того, что «...Церковь решительно противостоит представить греховные гомосексуальные наклонности как „норму“»... и «не признает действительной искусственно измененную половую принадлежность...».
В Заявлении от 29.05.2019 «О редактировании генома человека» «Церковно-общественный совет по биомедицинской этике обращает внимание на необходимость тщательной всесторонней экспертной оценки и общественной дискуссии о возможных последствиях вмешательства в геном человека, о моральной стороне генетической модификации человека, о статусе эмбриона человека в целом» [2].
Роботизация и искусственный интеллект, феномен «телемедицины» еще ждут своего осмысления нравственным богословием.
Область субъект-субъектных отношений «врач-пациент»
В традиционной области субъект-субъектных отношений «врач-пациент» постановка диагноза, назначение лечения, переработка информации и использование накопленных знаний врачом тесно связаны с его нравственным самосознанием, сопереживанием, со способностью врача управлять стрессом и эмоциями, с навыками межличностных отношений и умением общаться.
Православный врач вряд ли не задумывался над евангельскими словами Господа: «Врачу, исцелися сам...» (Лк. 4:23). Это латинское крылатое выражение — Medice, cura te ipsum! — в христианском контексте означает призыв обратить внимание врача на самого себя и собственные недостатки, призыв проверить на себе самом верность не только лечения, но и правильность отношения к своему делу и страдающим людям.
Вопрос о правильности отношения к своему делу и страдающим людям В. В. Вересаев относил к трудным («проклятым») вопросам медицинской этики. Одним из этих «проклятых» вопросов для него был вопрос о равнодушии и профессиональном цинизме. В. В. Вересаев был убежден: «Этим вопросом мучится каждый врач...» [3]. Его работа «Записки врача» до сих пор является настольной книгой для многих врачей. Ее популярность не снижается вот уже на протяжении 120 лет. Не теряет своей актуальности и вопрос о профессиональном цинизме. Это связано с существованием объективных причин возможности «срыва» с высот высокоморальных мотивов выбора профессии в повседневные низины равнодушия и цинизма. К объективным причинам профессионального цинизма относятся такие факторы, как:
1) ежедневная атмосфера страданий и привыкание к ним;
2) ограниченность знаний и умений врача;
3) вынужденное попрание гуманности (участие в экспериментах, вскрытиях, преодоление стыдливости, насилие в психиатрии, трансплантации);
4) неблагодарность больных, их несправедливость, и даже ненависть.
![]() |
Под воздействием этих объективных причин «срыв» может происходить не только бессознательно, но и осознанно, особенно в условиях растущего влияния обезбоженной и богоборческой культуры. Многие врачи оценивают профессиональный цинизм как форму своей нравственной защиты от неблагоприятных воздействий медицинской практики. Целесообразно ли согласиться с этим решением, которое безусловно является жизненно важным для врача? Об ошибочности подобного решения свидетельствует факт зеркальной связи умножения этих решений с появлением такого нового патологического состояния (в стадии предболезни) различной степени выраженности, как профессиональное выгорание врача, которое определяется как фаза истощения с психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Понятие «синдром профессионального выгорания» (СПВ) вводит в оборот в 1974 г. американский психиатр H. Frendenberger. В 1999 г. новое патологическое состояние фиксирует и 10-й пересмотр Международной классификации болезней (МКБ). (Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) рассматривает СПВ как «фактор, влияющий на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения», классифицируя его под Кодом Z73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни» и Z73.0 — «Переутомление» [4].)
Любовь к пациенту
Существование угроз духовно-нравственному состоянию врача делает значимым для него вопрос: как избежать возможных срывов, переоценок, нарушений? Ответ был дан давно:
«Если... знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто...» (1 Кор. 13:2). В любви к пациенту как нравственной воле к помощи и служению кроются христианские смыслы врачевания.
Основанием того, что врачи призваны к такой любви и могут избежать равнодушия и отсутствия любви к пациентам, что они могут принять в свое сердце страдающего человека, является человеколюбие Христа. Богочеловеческая природа Христа — основание возможности и реальности человеческого человеколюбия. Его жертвенная любовь к человеку и человеческая любовь к Богу — путь к возможности не только любви врача к пациенту, но и целительной веры и доверия пациента ко врачу, ключ к гармонии и согласию их отношений.
Для идеалистически-религиозной этической традиции очевидно, что человек не запрограммирован на цинизм, он нравственно свободен для добра и для «умного» страдания. Деятельность врача, несмотря на то что она заполнена трудными моментами, как ни парадоксально, дарит удовлетворение и радость. Перед врачом встает задача понимания и принятия всех трудностей, при сохранении сочувствия, сопереживания милосердия через постижение «противоположности и единства скорбей и радости».
«Противоположность и единство скорбей и радости»
Созидательная диалектика «противоположности и единства скорбей и радости» как христианский способ жизненно важной защиты личности врача коренится в Нагорной проповеди Христа (Мф. 5:3–12).
![]() |
Под углом зрения обсуждаемой проблемы врачей вполне можно отнести к «нищим духом», «плачущим и скорбящим», кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, миротворцам, поносимым и гонимым. Врачи — это люди, осознающие неполноту («нищету») своих знаний и умений, жаждущие знания и «правды», скорбящие в ежедневной атмосфере страданий, милостивые, нередко «поносимые» неблагодарностью, «алчущие» справедливости. Главное здесь заключается в том, что перечисленные и переживаемые состояния в христианстве непосредственно связаны не со злом, а с благом. Они «благостны» (от греч. μακαριος — «блаженны», «счастливы»), так как именно перечисленные состояния земной жизни максимально приближают к жизни вечной. И понимание этого должно быть основанием душевного мира, а не депрессии, радости, а не уныния. Такие состояния врача, как осознание ограниченности знаний и умений, сопереживание страданиям и привыкание к ним, пребывание в непрекращающейся тревоге за состояние больного, боль за неблагодарность и несправедливость больных, есть факторы, которые не должны с механической необходимостью приводить к равнодушию и цинизму, а явления, которые ведут к осознанию неизбежности милосердия, умного страдания, сочувствия, сопереживания, как форм связи со Христом, которая должна быть постоянной, творческой, осознанной. Достичь этого, безусловно, непросто и требует определенной и постоянной работы по совершенствованию себя. Неслучайно Н. И. Пирогов советует коллегам: «Пусть же каждый из нас решит с убеждением этот столбовой вопрос жизни — жить совершенствуясь» [5]. С этим советом согласуются и принципы «Кодекса профессиональной этики православного врача», принятого Обществом православных врачей России им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в 2012 г.:
«1.1. Православный врач — это врач-профессионал православного вероисповедания, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека, важность своего призвания, направленного на сохранение жизни.
1.3. Православный врач посвящает свою жизнь воплощению Евангельских идеалов любви, милосердия, сострадания, и служению страждущему человеку.
1.4. Профессиональная работа православного врача требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня своих медицинских знаний, умений и врачебного мастерства ради спасения и самоотверженного служения на благо человека» [6].
В фокусе внимания современной профессиональной этики врача сегодня находятся многие вопросы: это соотношение христианской морали и новых законов, регулирующих медицинскую деятельность, это этические вопросы применения новых биомедицинских технологий, допустимость эвтаназии, объем новых прав пациентов и т. п. Свое место должен занять и вопрос о роли и качестве психо-эмоционального и нравственного состояния врача. Христианская вера открывает, что профессиональная биомедицинская этика должна и может быть уникальной формой защиты личности врача, в том числе и от неблагоприятных воздействий медицинской практики.
Литература
1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2001. 127 c.
2. Православие и проблемы биоэтики / Сборник работ под ред. И. В. Силуяновой. М. 2011. С. 123.
3. Вересаев В. В. Записки врача / Собр. соч. Т. 1. М.: Правда, 1985. С. 212.
4. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 18.10.2021).
5. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. М.: Русский хронограф, 2005. С. 224.
6. Силуянова И. В. Биомедицинская этика. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2018. C. 309–312.